You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Сёстры Кострицкие: о том, как взять дипломы ВсОШ по литературе, об олимпиадном движении и первых программах «Взлёта»


  • 16 мая 2021
  • Все предметы

Катя и Лиза Кострицкие, ученицы «Лицея» г. Протвино Московской области, в апреле вернулись из «Артека» с заветными дипломами ВсОШ. Улыбчивая, разговорчивая Катя — победителем, серьёзная, меланхоличная Лиза — призером. Сегодня мы говорим о Всероссийской олимпиаде школьников по литературе, объединившей сестёр в любви к слову.

 Как давно вы в теме олимпиадного движения?

Лиза: Ещё с начальной школы. К 7-му классу главной для меня стала Всероссийская олимпиада школьников, в которой я участвовала каждый год.

Катя: В начальной школе первыми были онлайн-олимпиады по математике и русскому языку. В средней настал математический период: я занималась математикой, ходила (и до сих пор хожу) к отличному учителю, посвящала этому всё свободное время. А вот 8-й класс оказался переломным. К нам пришла новая учительница русского и литературы. Тут же оказалось, что литературу я не понимаю, не знаю, куда смотреть и что делать, чтобы проанализировать художественный текст. На уроках молчала, слушала и запоминала. Домашнюю делала до ночи, потом приходила на урок и понимала, что всё, что сделано, это не то и не о том. Но сдаться и мысли не было: на уроках было так интересно, что я смотрела на учителя и думала хочу знать столько же и говорить так же.

 Почему литература?

Катя: Потому что в ней отражается культура. Потому что это концентрация смыслов, точек зрения, философий и традиций. Текст не существует в вакууме, и в нем всегда чрезвычайно много пластов — от мифопоэтических до остросоциальных. Потому что в книгах в равновесии находятся два начала — индивидуальное и общее, авторское и читательское. Потому что слово впитывает, и если открыться слову, то оно откроется тебе в ответ. Потому что я нашла себя в литературе и счастлива заниматься именно этим.

Лиза: На самом деле мой профиль — русский язык. Сейчас, может быть, я задумаюсь, что делать дальше, но вообще уже давно выбрала лингвистику.

 Как вы готовились в этом году?

Катя: Много читала: художественную литературу и академическую, исследования, статьи, литературоведческие журналы — всё, что попадалось под руку. И писала анализы, конечно.

Лиза: На олимпиаде по литературе важен весь имеющийся культурный фон. Абсолютно всё может помочь: прочитанные в детстве книги, посещённые спектакли и даже серия «Смешариков», как показал этот Всерос. Подготовка к литературе — это большая практическая работа: много анализов, творческих работ, эссе, изучение стихов.

 Что было самым сложным на заключительном этапе? Какие задания удивили?

Катя: Творческий тур удивил своей метапредметностью. Нужны были конкретные знания географии: узнать отмеченные на карте города. А география у литераторов не на первом месте. Правда, позже оказалось, что с частью задания можно справиться, даже если ни одного города не угадал. Но тур заставил понервничать!

Очень сложным был последний день олимпиады. Было втиснуто много событий: показ работ, апелляция, сбор чемоданов, награждение — день был расписан с утра до ночи. И я морально была готова к тому, чтобы нервничать, плакать и апеллировать. Но в девять утра я узнала свои баллы, поняла, что стану как минимум призёром, подписала согласие и вышла из аудитории. Это был самый длинный день: надо было просто ждать.

Очень сложно было видеть, как плачут знакомые ребята. Сложно успокоить и подобрать слова, когда у тебя в 2 раза больше баллов, чем у них.

 Что для вас значат дипломы ВсОШ?

Катя: Важен не диплом, а участие в олимпиаде. ВсОШ меняет человека. Это глубочайшая работа с собой и над собой, ежедневные вопросы: тем ли я занимаюсь? достоин ли победы? а что будет, если не возьму? Это проработка комплексов и внутренних проблем.

Лиза: До недавнего времени я думала, что человек, взявший Всерос, — это почти небожитель. Пройти на закл, приехать с дипломом — да это же невозможно для обычных смертных! Теперь заветную книжку получила я. Да, это сложно, но это реально, ребята!

 Чего боится олимпиадник?

Катя: Олимпиадники боятся не взять диплом и поступать по ЕГЭ (смеётся). А ещё они боятся разочаровать учителей. Учитель для олимпиадника — это ориентир, проводник и самый большой авторитет. Страх разочаровать того, кем ты восхищаешься, — самый, наверное, главный и самый глубокий.

Лиза: Олимпиадник, особенно в период олимпиад, — это сплошной комок нервов! Тут всё: огромное чувство ответственности — перед собой и теми, кто в тебя верит; страх не оправдать ожидания, не взять, не дотянуть. Ещё один огромный страх — не успеть. Не успеть всё выучить, повторить, пройти план. Мы начинаем не спать по ночам, потому что нужны дополнительные часы занятий. Отдых перестаёт восприниматься как право — сначала его надо заслужить. В такие моменты думаешь: где-то сейчас сидит суперчеловек, который занимается круглыми сутками и не чувствует усталости.

 Вы — выпускницы «Взлёта». Как вы познакомились с центром?

Катя: В 2019 году я впервые поехала на программу «Взлёта». Помню, сидела в машине у Физтех-лицея и старалась не плакать от страха: это был мой первый выездной лагерь, да ещё и по химии, которую я знала только на уровне школьной программы. Под конец смены я снова плакала — уже от грусти. В конце 8-го класса была ещё программа по биологии — там ребята были дружнее и веселее, да и я знала, куда еду, и хотела снова оказаться в центре. Очень рада, что застала тот период первых шагов центра, у меня об этом самые тёплые воспоминания остались.

Профильные программы «Взлёта» — это подъём в 5:30, чтобы к восьми успеть на регистрацию, это метро «Ховрино» и белое здание лицея с зелёной крышей. Это Маргарита Владимировна на регистрации, Маргарита Владимировна на открытии и на инструктаже, утром, перед занятиями, и вечером — перед вторым ужином (обязательно с байками и шутками!). Это длинный путь из комнаты в столовую, ватрушки с творогом, чай на занятиях и после них …

Но главное — это, конечно, люди, ради которых ездят в образовательные центры. Интересные, необычные, любящие мир и своё дело в этом мире. На программу «Взлёта» мы приехали поодиночке, а уезжали большой командой. Благодаря центру пространство вдруг сильно расширилось: оказалось, что вокруг меня много интересных и умных людей. Появились знакомые: сначала из Подмосковья, потом из Москвы. Сейчас есть друзья по всей России, мы каждый день переписываемся, у нас есть общие чаты, группы. Наверное, это и называется олимпиадным движением — сообщество школьников из разных городов и регионов.

 Ваши наставники. Кто поддерживал и помогал брать Всерос?

Катя: У нас есть замечательный школьный учитель, Альбина Александровна Сисякина. Любви и вниманию к слову я учусь у неё. Наверное, это невероятно трудно — быть учителем олимпиадников. Надо быть рядом и на уроках, и вне них. На уроке постоянно удивлять, после урока — помогать и поддерживать. Не знаю, сколько раз мне сказали, что в меня верят, мной гордятся, что я умная, талантливая и вообще самая лучшая. Наверное, все слова благодарности я никогда не выскажу. Тогда просто: спасибо за человека во мне.

 Топ любимых книг/авторов?

Лиза: Очень сложно выбрать, особенно среди прозы. Точно могу сказать про поэтов: из современных нравятся Бахыт Кенжеев, Ольга Седакова, Олеся Николаева, Инна Лиснянская.

Катя: Авторов школьной программы даже не буду включать в список — они и так самые любимые. А ещё: «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, «Дом, в котором…» Мариам Петросян, книги Кира Булычёва про Алису, «Дети мои» Гузели Яхиной.

 Рекомендации тем, кто в олимпиадном движении совсем недавно?

Лиза: Многие видят дипломы, медали, право поступления в университет мечты без вступительных испытаний, но почти никто не видит слёз на апелляциях, ночных занятий, отчаяния, когда делаешь хоть одну ошибку в тренировочных заданиях. Важно понимать, что Всерос, о котором мечтает каждый олимпиадник, далеко не идилличен. Когда только начинаешь, невольно романтизируешь занятия по ночам, тотальный недосып, несколько чашек кофе в день, груды конспектов. Кажется, что без этого ты не настоящий олимпиадник.

Но любой всеросник скажет, что умение отдыхать гораздо важнее количества прочитанных книг. Поэтому рекомендую: составляйте план так, чтобы оставалось время на отдых. Если чувствуете, что силы на исходе, дайте себе отдохнуть, даже если не выполнили план.

И ещё одно. Когда я была на сборах, наша преподавательница сказала, что мы проиграем на Всеросе только в одном случае: если уедем без новых знакомых. Это правда: лучших людей в моей жизни я встретила на закле или благодаря нему. Обязательно заводите друзей, даже не из своего региона, потому что встретить на Всеросе знакомого из другой части России — это одно из лучших чувств на свете!

Катя: Год назад я читала посты ребят по хештегу #мойвсерос, интервью с призёрами, победителями и боялась мечтать о проходе на заключительный этап. А сегодня вот сама делюсь своей историей и что-то советую…

На самой первой смене в центре «Взлёт» преподаватель сказал нам фразу, которая до сих пор ведёт меня по жизни: «Человек должен быть лучшим хоть в чём-то». Я понимаю, что никогда нельзя стать лучшим, но в каждом олимпиаднике есть это желание. Олимпиадник в начале пути всегда ставит цель: выиграть олимпиаду. Для победы он жертвует сном, друзьями, свободным временем и чувствует себя самым умным и занятым человеком на свете. Но однажды через общих знакомых в его жизнь приходит человек, для которого предмет — это радость познания, смысл и образ жизни. Тогда становится понятно, что приоритеты стоят не там.

Я желаю вам поскорее встретить такого человека, а позже стать этим человеком для других.

 

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.