Устьянцев Герман Юрьевич
аспирант ИЭА РАН, ассистент МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ), член жюри регионального этапа ВсОШ по обществознанию
Антропология памяти и травмы
Литература
- Alan Barnard. History and Theory in Anthropology. Cambridge University Press, 2000.
- John Monaghan, Peter Just. Social and Cultural Anthropology: A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2000.
- Антропология и этнология. Учебник для Авторы: Тишков В.А., Артемова О.Ю., Бондаренко Д.М., Бутовская М.Л., Кабицкий М.Е., Тендрякова М.В., Уварова Т.Б. М: КДУ, 2018.
- Гирц К. Г. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; Сост., пер. с φρ., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. — М. : КДУ, 2011.
- Эриксен Т. Х. Что такое антропология? \ Перевод с английского А.И. Карасевой под научной редакцией Ж.В. Корминой. М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.
Задания для самостоятельной работы:
- Посмотрите фильм «Начальник Чукотки» 1966 года. Напишите рецензию по просмотренной киноленте. В тексте укажите, какие социальные стереотипы показаны в фильме и как они репрезентированы в художественных образах, а также какова связь между данной стереотипизацией и политической идеологией государства того времени.
- Прочтите книгу Д. Локвуда «Я абориген» и напишите на нее рецензию. Укажите, какие идентичности автора отображены в тексте произведения? Какие виды социальных конфликтов раскрыты в данной автобиографии?
- Вспомните свою любимую тему из школьного курса обществознания. Подумайте, как ее можно исследовать с точки зрения социальной антропологии или ее отдельных методологических направлений. Помогут ли Вам в этом другие научные дисциплины? Ответ оформите в виде эссе.
Рекомендации по работе с темой:
- Анализ и интерпретация. При работе с текстом о социальной проблематике постарайтесь определить, каким теоретическим направлениям близок автор (структурализм, постмодернизм, примордиализм, агентность и др.). Попробуйте посмотреть на проблему, обозначенную автором, с точки зрения других известных Вам научных школ и направления.
- Междисциплинарность. Помните, что подходы различных социально-гуманитарных наук могут быть как взаимоисключающими, так и взаимодополняемыми. В творческой работе не бойтесь сочетать знания из различных областей социально-гуманитарных дисциплин, расширяя и углубляя анализирую проблему.
- Контекст. Помните, что любое рассматриваемое Вам явление социальной жизни принадлежит определенной культуре и эпохе. Постарайтесь, в первую очередь, рассмотреть его применительно к анализируемому сообществу, и, наоборот, не вписывайте в контекст проблемы не свойственные ему термины и идеи. Разделяйте объект в контексте культуры\эпохи и ваши собственные интерпретации.